Версия для слабовидящих
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 п. Известковый»
МКОУ СОШ № 9 п. Известковый
679125, ЕАО, Облученский район,
п. Известковый, ул. Шевчука, 10
+7 (42666) 3-65-87, 3-65-87

По словам Л.С.Выготского, «…творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое».

Актуальность опыта

               Именно сейчас, в век научно-технического прогресса, когда получили развитие современные технологии, общество, как никогда нуждается в творческих, смелых, инициативных личностях. Этот прогресс и будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности повысить интеллектуальный потенциал народа. Школа должна научить не только логическому, но и творческому мышлению, развить чувства.

Проблема творческой самореализации личности учащихся в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение.  Творческая способность - это способность решать проблемы новым и оригинальным образом. Творческие люди могут донести свои оригинальные идеи до других. Способность к творчеству включает такие характеристики как беглость, гибкость, оригинальность, свежесть мыслей. Ориентация на формирование самосозидающей личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного  раскрытия творческого потенциала учащихся.

Повышенная склонность учащихся к изучению изобразительного искусства является показателем пробуждающихся у них способностей к творчеству и развитию к нему интереса. А развивать интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей.

Возникает необходимость на уроках изобразительного искусства  обращаться к нетрадиционным  техникам, так как они  активизируют и направляют мысли детей, развивают внимание и наблюдательность.

Ведущая педагогическая идея опыта 

В основу опыта положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании  радости познания мира, на  искреннем  интересе. Идея реализуется через знакомство детей с нетрадиционными художественно – графическими техниками. При выполнении творческих заданий. Творческое задание ставит ребенка в позицию творца, вплотную подводит к той черте, за которой может начаться порождение собственных художественных замыслов.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с сентября 2007 года по настоящее время. 

Раздел II.

Теоретическая база опыта

Страна, в которой учили бы рисовать так же, как читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерства»
                   (Д.Дидро, французский просветитель, энциклопедист второй половины XIX века).

Искусство-это,  прежде всего  воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно  не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления  о  прекрасном, делает богаче человеческую душу. Я всегда с восторгом смотрю на детские рисунки. Сколько в них фантазии, находчивости, как непредсказуем взгляд ребенка на мир, окружающую жизнь. Детское творчество несет печать безудержной энергии - колористической, цветовой, пластической.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных продуктов, новых результатов, имеющих общественное значение. Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности  и составляет творческие способности.
А детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.

Гениальный композитор П.И.Чайковский считал, что в ребенке заложено максимум возможностей и все самое лучшее с течением времени, к сожалению, очень часто не приобретается, а теряется.

И действительно, в развитии детской одаренности  присутствует элемент непредсказуемости. Русский ученый и педагог В.П.Вахтеров,  исследуя еще в начале ХХ века интерес детей к различным областям науки и творчества, на основе своих наблюдений и проведенных им социологических исследований делает вывод о том, что способность к рисованию является «преобладающей способностью детства».

Разработка теоретических основ самореализации личности началась сравнительно недавно и в педагогической теории пока отсутствует единый подход к решению проблемы. Внимание педагогов-исследователей акцентировано лишь на отдельных ее аспектах: развитие творческого потенциала, актуализация творческих возможностей, развитие творческой активности и др.

Есть  традиционная система развития познавательного интереса Т.В.  Щукиной и система развивающего обучения ведущих ученых педагогов  Л. В. Занкова,  Д.Б. Эльконина, В. В. Давыдова                                                                                                                                              Основной принцип этих систем – вариативность процесса обучения, индивидуальный подход к развитию всех  (сильных и слабых) детей.

Этот принцип требует, чтобы учитель:

1)  постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности своих            учащихся;

2)  постоянно привлекать  каждого ребенка к посильной для него и все  усложняющейся по трудоемкости  учебной деятельности;

3)  максимально опирался на собственную активность  личности;

4)  развивая самостоятельность, инициативу, самодеятельность школьников, не столько  руководил,  сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность;

5)  максимально опирался на собственную активность личности.

За основу своего опыта я беру систему развивающего обучения ведущих ученых педагогов, в своей практической деятельности опираюсь на ряд наблюдений, подсказавших более плодотворную стимуляцию замысла в творчестве детей.

«Художник – педагог может научить своего ученика только тому, что знает, во что верит, чему предан. Отсутствие теоретических знаний и профессионального мастерства в педагогической работе недопустимы

И.Е. Репин

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в комбинировании элементов известных методик и технологий, в создании системы применения методов и приемов, нацеленных на развитие творческих способностей учащихся. 

Раздел III.

Технология описания опыта.

1.  Современная школа ориентированна  на гуманистический процесс образования и максимальное всестороннее  развитие личности каждого ребенка. Она должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой.

Творчество – высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать  нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой среде человеческой деятельности: научной, художественной, производственно – технической, хозяйственной. Развитие творческой индивидуальности  является одной из важнейших задач обучения и воспитания. Творчеству, как известно, обучать невозможно, но можно и необходимо создать на уроках такие условия, благодаря которым оно проявиться у детей, а их творческие способности будут развиваться.

Целью данной  работы является:

повышение интереса учащихся к урокам изобразительного искусства и качества обучения, развитие  творческого мышления, углубление базовых знаний по предмету, через применение  нетрадиционных  художественно–графических техник  и дидактических игр.

Задачи:

  • Развитие восприятия.
  • Обучение изобразительной грамоте.
  • Развитие детского творчества.
  • Развитие творческого и критического мышления.
Задача учителя заключается в том, чтобы, повысить уровень их восприятия окружающей действительности: в предметах, явлениях, поступках. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. А во- вторых, нужно учить не только воспринимать доброе и прекрасное, но и подводить их к тому, чтобы они были деятельными в своей жизни. Вместе с тем, одна из важнейших задач педагога – научить ребенка творческому видению. Ведь, именно, это умение отличает человека-творца, человека-созидателя. В.А. Сухомлинский считал, что дух исследования, пытливости и любознательности – вот что пробуждает у детей интерес к труду. Он считал, что умение только тогда станет интересным увлекательным, «если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры». Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческих способностей, фантазии, развивают способность творить что-то новое.
Особенностью  обучения на уроках творчества является то, что существуют два основных подхода. Их можно определить, как академическое и свободное (творческое).
В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованием
профессионального реалистического искусства. При такой системе обучения дети
приобретают изобразительные, практические навыки, полезные для многих
специальностей, развивают мелкую моторику, что полезно в житейских ситуациях.
Но они не получают опыта решения художественных задач, не приобщаются к
искусству, как таковому. Это нужное обучение. На таких уроках ученики
осваивают новую технику – работу красками и кистью, графическими материалами
(карандаш, перо, уголь), материалами для работы в объеме (бумага, ножницы,
пластилин, природные материалы, картон), то есть получают те основные навыки,
которые позволяют ему чувствовать себя более уверенно на каждом этапе
обучения. Но это обучение без творчества.
Во втором случае детям создают благоприятные условия и среду для творчества,
не  оказывая особого академического воздействия. Они обретают опыт свободного
самовыражения, общение с уже известными художественными материалами, при
помощи которых создаются интересные образы. При таком подходе развивается
воображение, эстетический вкус, обогащается и развивается внутренний мир. Но
творчество без обучения особым графическим навыкам невозможно.
Для того, чтобы маленький художник «вступил во владения» собственным
творческим потенциалом нужно использовать оба подхода, чтобы путь творческого
развития был целенаправленным и полным, а ребенок смог использовать весь
арсенал художественных средств и свое воображение. Мог не только
фантазировать, но и воплощать задуманное путем изобразительных навыков,
полученных на академических уроках.

В ходе своей деятельности пришла к необходимости решения ряда учебно-методических задач:

  • создание условий для развития творческих способностей школьников;
  • создание положительной мотивации у обучающихся на саморазвитие, самовоспитание;
  • создание здоровьесберегающей среды, помогающей ребенку справиться со своими психологическими, эмоциональными, поведенческими проблемами;
  • формирование эстетической культуры;
  • развитие воображения, формирование  творческой фантазии  детей;
  • расширение представлений о многообразии  художественных материалов, их выразительных способностях.

2.         В своей деятельности использую индивидуально- коллективные    

формы работы на уроках изобразительного искусства В современной практике школы довольно редко используются индивидуально-коллективная деятельность работы учащихся. Использование технологии коллективного обучения на уроках изобразительного искусства имеет следующие цели:                                                                                                                                   1. Развитие коммуникативных способностей учащихся и потребности эстетического общения                                                                                                                                                               2. Активизация познавательного процесса и расширение возможностей реализации знаний                                                                                                                                                     3. Активизация изобразительного творчества на уроках                                                        4. Упрощение процесса систематизации и закрепления знаний, умений и навыков             Задачи:

  • Развитие восприятия.
  • Обучение изобразительной грамоте.
  • Развитие детского творчества.
  • Развитие творческого и критического мышления.
  • Работа с одаренными детьми.

Коллективно-творческая деятельность способствует

  • повышению интереса к искусству в целом
  • формирует положительную мотивацию учащихся к данному виду деятельности
  • раскрывает индивидуальность и творческие способности детей
  • корректирует межличностные отношения

Формирование таких качеств, как креативность и коммуникабельность,- актуальная задача современной школы. Одним из средств решения этой задачи в области художественного образования является коллективное творчество. Мною накоплен опыт проведения уроков и внеурочных занятий коллективным художественным творчеством в области изобразительного и декоративно- прикладного искусства, конструирования.  

Коллективная работа, возникающая на базе дифференцированной работы учащихся, должна иметь следующие признаки:

- класс воспринимает данное учителем задание, как задание, за которое класс несет ответственность как коллектив и получает соответствующую социальную оценку;
- организация выполнения задания ложится на плечи самого класса и отдельных учащихся под руководством учителя;
- действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
- есть взаимный контроль и ответственность перед классом и группой (Х.И.Лийметс).

Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений:

- каждый имеет право высказывать любую точку зрения;
- отстоять ее убедительной аргументацией;
- обязан выслушать и понять другого;
- терпимо относиться к чужому мнению, извлекать из него рациональное;
- нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела.

Такое взаимодействие в познании стимулирует у каждого желание проявить инициативу, творчество.      

Основные этапы урока по технологии коллективного обучения:

  1. Ознакомление с учебными целями
  2. Каждый ученик изучает свой фрагмент учебного материала (фрагменты заданий составляются с учетом уровней усвоения материала разными учениками)
  3. Каждый ученик работает в паре, где пары формируются также с учетом уровней обучающихся и происходит смена партнеров
  4. Систематизация и обобщение учителем пройденного материала, коррекция знаний и умений обучающихся
  5. Рефлексия (проводится в любой форме)
 
   


       Умение творчески работать в сотрудничестве приобретается постепенно, и педагогу необходимо терпение, системность и систематичность в работе. В своей работе я предлагаю отдельным учащимся выполнять работу объединившись вдвоем  или втроем, иногда одну работу может выполнить целый класс, где каждый может показать, на что он способен. 

В завершении, давая эстетическую оценку работам, дети видят, что результат совместного творчества превосходит все ожидания. Постепенно у школьников формируется не только интерес и желание работать в группах, но и приобретаются коммуникативные умения.

При работе над коллективными композициями я использую такую форму деятельности, когда индивидуально выполненные части целого на этапе «сборке» превращаются в законченное коллективное произведение. Применяется совместно- индивидуальная форма изобразительной деятельности, а также все уже знакомые детям формы сотворчества. В результате этой работы,  дети учатся договариваться, ставить и решать общие задачи при самостоятельной работе над коллективной композицией.

 
  Получился интересный опыт внеклассной работы, когда коллективную композицию делали обучающиеся разных классов. Под руководством учителя были созданы коллективные декоративные  панно «Лесная семья», «Родные просторы», « Весенняя радость», «Гостья зима», «Новогодняя игрушка», «Аквариум»    

Учащиеся младших классов участвовали в оформлении классных комнат к празднику Новый год. 

 Работы получились интересными и забавными. Рисовались плакаты, делались из папье- маше новогодние игрушки на елку и расписывали их в технике «Гжель» 

         Стало видно, что дети способны на самостоятельную деятельность. Смело орудуют различными, предложенными им, художественными материалами.  Они перестают бояться, того, что у них может что – то  не получиться.

Работа над коллективной композицией - сложный, многоэтапный процесс:

  • Совместное обсуждение и выбор темы
  • Сбор материала
  • Выполнение эскизов
  • Определение размера панно
  • Увеличение до необходимых размеров эскиза будущей композиции выбор материалов и техники исполнения,
  • Создание творческих групп для работы над фрагментами

Т.С.Комарова и А.И.Савенкова выделяют три вида изобразительной деятельности: совместно-индивидуальную, совместно-последовательную, совместно-взаимодействующую.

Совместно-индивидуальная деятельность учащихся — это самая простая форма. Основа коллективных творческих дел — индивидуальная работа. На уроке в первом классе создается панно «Букет цветов» по теме «Мир полон украшений». Дети самостоятельно рисуют цветы, получая удивительной красоты смешение цветов. Затем эти разного вида цветы собираются в корзинку. Детям предлагается составить композицию.

Совместно-последовательная форма реже используется на уроках изобразительного искусства, так как в основе лежит принцип конвейера, и результат работы одного участника всегда находится в зависимости от другого. Примером такой формы является творческая работа «Крестьянская изба». У каждого ребенка свое задание. Один нарезает полоски бумаги, другой скручивает их в трубочки, третий наклеивает на картонку, образуя сруб, четвертый украшает избу узорами-оберегами.

Совместно-взаимодействующая форма предполагает, что каждый ученик выполняет изделие или его часть, которое на завершающем этапе работы будет частью композиции коллективного творчества. Прием этот используется на уроках изобразительного искусства довольно часто, так как эту деятельность просто организовать.

Работа по технологии коллективного обучения осуществляется через:

а) работу в парах;

б) работу в малых группах (3-5 человек);

в) коллективную работу (большие группы, половина или весь класс)

Этапы работы: планирование, выполнение и оценка коллективной деятельности.

Цель: предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей.

Особое удовольствие ребятам доставляет создание общих композиций. Они вызывают у детей восхищение, дают радость совместного творчества. У ребят формируются положительные взаимоотношения со сверстниками, умение сотрудничать, сопереживать, ценить творчество других, культура общения и социальная активность.

Высокая оценка методу коллективных работ была дана Б.М.Неменским в книге «Мудрость красоты»: «...при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни». Выполненная детьми композиция всегда  на несколько дней оставляется в классе, или в помещении группы продленного дня, или выносится на обозрение учеников школы. Она не раз привлекает внимание детей, становится  объектом обсуждения, дискуссий, игр, стимулирует рождение новых творческих замыслов.

Анализ трехгодичной апробации 
данной технологии показал:

  • повышается мотивация к уроку
  • активизируется учебная деятельность на уроке;
  • увеличивается возможность быстрой смены деятельности во время учебного  процесса;
    • активно используется межпредметная интеграция;
    • у учащихся формируется чувство ответственности за выполнение общего дела, коллективизма;
    • формируются доброжелательные, дружеские отношения между участниками образовательного процесса.

 Урок по технологии коллективного обучения

Раздел ИЗО: «Древние корни народного искусства».

Тема: «Обрядовые народные праздники».

Тема коллективной работы: «Праздник на нашей улице»

Форма организации: совместно-индивидуальная.

Принцип организации коллективной композиции: равновесие, работа ведется от центра

Материалы, инструменты: цветная бумага, ножницы, клей,  акварель, вата, кисти, готовые детали (С предыдущих уроков).

Примечание: урок проводится после изучения отдельных тем Раздела «Древние корни народного искусства», где дети знакомились с  народными традициями, экстерьером русской избы, одеждой,  символикой. На большом формате заранее изображена природа родного края. Для каждого учащегося в меру его способностей были предложены индивидуальные задания. Главное, чтобы каждый ребенок почувствовал себя значимым: он тоже внес свою лепту в создании коллективного панно. С этой целью и была проведена эта работа. Ребята подбирали материал по данной теме: стихи, исторический материал.

На уроке была рабочая обстановка. У каждого было свое дело.

Этапы урока:

1.  Беседа о национальных праздниках, сравнение живой природы с ее отображением в картинах художников. В ходе беседы ученикам предлагается составить композицию «Родное село» 

2.  Постановки цели задания. Дети должны нарисовать фигуры людей в праздничной одежде, для завершения композиции.   

4.  Самостоятельная работа учащихся

5.  Окончание работы. За 10 минут до конца урока учитель предлагает ученикам по очереди наклеить свои изображения на общий фон с учетом гармоничного расположения от центра композиции

6.  Анализ проведенной работы. Закрепление полученных знаний (проводится в форме высказываний 2-3 учеников)

(Конспект урока прилагается)

 3.  Нетрадиционные художественно- графические техники.

Активизация творческой деятельности в первую очередь направлена на развитие познавательного интереса к уроку изобразительного искусства как к предмету. Работая  по программе  Неменского, на уроках можно расширить круг материалов и техник, не нарушая логики программы. Сочетание  различных техник  позволяет развивать творческие способности обучающихся.

При формировании творческих способностей школьников особое место принадлежит таким эффективным педагогическим средствам, как урок и внеклассное занятие по предмету.

Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания обучающихся, повышают их интерес к предмету, помогают учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одаренных учащихся, проявляющих интерес к предмету, и всячески направлять развитие этого интереса.

В свою очередь внеклассное занятие оказывает большое влияние на урок.  Сведения,  полученные на занятиях,  позволяют ученику дополнять в классе ответы товарищей, приводить интересные примеры.

Для проявления интереса к творчеству на своих уроках я использую следующие принципы:
1.Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления творческой инициативы, творческой деятельности. 
2.Сюжет детской работы никогда не должен подвергаться критике, а наоборот, воодушевлять ребенка, чтобы он продолжал творить. Если затрудняется творить, предложить ему нарисовать все, что он любит.
3.Для стимулирования ребенка к творчеству рисования поощрять детей
использовать большое количество красок. Именно цвет является  благодатным материалом, экспериментируя с которым,  ребенок развивает художественное восприятие мира. Он с большим интересом открывает новое сочетание цветов, смешивает и подбирает различные оттенки.
4.Знакомство с различными, художественными материалами и техническими средствами (помимо красок). Ребенок, работая с различными материалами, чувствует, себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. В различных технических средствах ребенок находит
удовольствие, обогащая свои познания о мире. 
Детская фантазия не знает границ, поэтому в работе использую различные технические материалы (лепка, аппликация, флористика, работа с природным материалом и т.д.), 
5. Использование элементов творческой игры на уроках.  Здесь можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В ней, как ни в какой другой деятельности, развиваются  ценные для людей качества: активность, самостоятельность воображение, а также, что очень важно, в
творческой игре снимается напряжение и неуверенность. Ведь любые игры – это всегда интерес и так же, как творчество, увлечение и  даже страсть.
6. Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает  ребенка в своей работе, у
него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. В школе я часто после каждой большой темы провожу выставки детского творчества. Работы детей являются оформлением школы. Они никогда не остаются без зрительского внимания.  Для каждого ребенка это очень полезно, т.к. он может посмотреть на  свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество с творчеством других ребят. Каждому из них приятно видеть свои рисунки на выставках, это стимулирует их к дальнейшей деятельности.
На своих занятиях использую различные формы  - традиционные  и нетрадиционные, творческие, самостоятельные, коллективные, индивидуальные; методы – метод индивидуальной и коллективной поисковой работы, метод свободы,  метод сравнений.

В своей работе применяю нетрадиционные художественно – графические техники  как средство развития творческих способностей учащихся»

Граттаж

Занимательная графическая техника - один из видов деятельности, используемый на уроках и во внеурочной деятельности –  Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Сама техника помогла усвоить строгие законы соотношения белого и черного. Белый – для  передачи света, черный – для передачи теней и контуров, что составляет сущность графики  

Для показа детям этой техники используются литературные произведения. На детских рисунках нередко можно видеть необычайно богатый мир штрихов, линий, контуров, цветных пятен. Не перестает удивлять и радовать непосредственность выбранного сюжета, необычность восприятия происходящего и способа его изображения. Способность к изобразительной деятельности тесным образом связана с получением новых знаний, с формированием у ребенка умений и навыков, необходимых для правильного видения работы. Обучающийся  успешно владеющий техникой изображения, получает широкую свободу в выборе сюжета для рисунка.

Пластилиновая живопись.   Пластилин- искусственный пластичный материал, очень удобный для работы с детьми. Выполняя способом лепки различные работы, дети не только получают теоретические знания, у них развивается чувство прекрасного, конструктивное и образное мышление, фантазия, мелкая моторика, художественное ведение окружающей действительности. 

 Коллаж. Это жанр изобразительного искусства, который подразумевает совмещение разнообразных изображений, наклеенных на бумагу или холст. В переводе с французского коллаж означает склеивание, наклейка (papier collée  — наклеенная бумага). Это может быть и смешанная техника, с использованием рисунка и монотипией. Этот вид творчества вызывает особый интерес и удовольствие у ребят, т. к. они в полной мере проявляют свою фантазию и самовыражение, а главное, эту работу всегда ожидает успех.

 

Детей всегда привлекало что-то необычное, новое. Когда им предлагаешь применить в своей работе новую технику, необычным материалом, тем самым привлекаешь большой интерес и к творчеству. Поэтому ребятам было предложено несколько новых техник в изобразительной деятельности.

Многие ребята сами придумывают способы исполнения своих работ.                               

При многообразии материалов нельзя забывать об уже известных. На занятиях используется техника акварельной живописи, но с многообразными приемами исполнении.

Конкурсы, выставки, ежегодно обнаруживают десятки талантливых школьников и школьниц, и  имена лучших из них становятся широко известными.

Применяя на своих занятиях нетрадиционные техники, целенаправленно  способствую развитию широкого спектра способностей детей. Как показывает опыт, применение техник позволяет разбудить заложенные в каждом ребенке творческие способности, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве    

Во время проведения таких занятий повышается активность ребят, с большим интересом выполняются творческие задания,  дети стремятся к самостоятельности, высказывают свои предложения, отстаивают  свою точку зрения.

Обобщая изложенное, могу утверждать, что, стимулируя развитие творческих способностей обучающихся  не только отдельными формами и приемами, но всей системой преподавания изобразительного искусства. на  основе применения нетрадиционных техник  и добилась следующих результатов:

  - созданы условия для развития творческих способностей школьников в процессе преподавания изобразительного искусства;

  - созданы положительные мотивы к саморазвитию и самовоспитанию школьников на уроках изобразительного искусства;

Полученные результаты

 1.  Работы учащихся, отражающие знания и умения изобразительной грамоты и индивидуальные художественно-

творческие способности и особенности видения окружающего мира.

2.  Высокий процент учащихся, участвующих в конкурсах рисунков.

З. Результаты творчества: учащиеся являются дипломантами, победителями, творческих конкурсов художественного творчества на различном уровне.

В дальнейшем планируем освоить на занятиях кружка гравюру. Это уже вполне профессиональный вид графики. Задуманный рисунок наносится на доску. Все места, которые по рисунку должны быть белыми, делаются в доске углубления, вынимая дерево специальными резцами- штихелями. На оттиске-гравюре черными будут те места, которые на доске не были тронуты резцом. Оттиски получают с помощью линолеума (линогравюра) и дерева Кроме белого и черного в гравюре есть переходной – серый тон, то более светлый, то более темный, в зависимости от количества и сочетания белых и черных штрихов, которые юные художники прорезают в дереве  штихелем. Направление штриха, его толщина- все это создает различные оттенки серого цвета.

Один из важнейших моментов методики – дать возможность ребенку самому открыть новый для него технологический прием. «Это открытие руками» носит прикладной характер. В случае затруднения учитель может помочь наводящими вопросами, но, не раскрывая при этом способы выполнения работы до конца. Вариантов открытия может быть несколько и ребенок не должен быть скован определенным и единственным способом и приемом выполнения задания. Иногда он приходит к совершенно неожиданному и оригинальному решению. Это нужно всячески поощрять, т. к. это и есть развитие его творческого потенциала.

Учить творчеству можно лишь творчески, увлекаясь и увлекая ребенка искусством.  Умение работать с художественно–графическими техниками – это целая наука, и она постигается постепенно, в системном подходе, в приобретении навыков и опыта.

Библиографический список .

  1. Декоративно-прикладное искусство в школе. Москва «Просвещение»1987 г. Библиотека учителя ИЗО
  2. Декоративно-прикладное искусство. Загорский государственный историко-художественный музей -заповедник. Советский художник М. 1973 Селевко Г.К.  Современные  образовательные  технологии. М. 1998г.
  3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.  М., 1989Казакова Р.Г.  Рисование с детьми школьного возраста. М. 2004 г.
  4. Игнатьев С.Е. Рисуют младшие школьники. (Журнал «Начальная школа», 

2005 г.)

  1. Искусство и образование. Периодическая литература методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания.2007
  2. Кашлев С.С.  Современные технологии педагогического процесса. Минск, 

2000

  1. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. М.,

2002

  1.  Комарова Т.С., Савенкова А.И. Коллективное творчество: Учеб. пособие. — М.,

1998.

  1. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии. М., 1992

 

 

Оставить комментарий